С термином "эмоциональное выгорание", надеюсь, вы не знакомы. Сейчас он чаще встречается в среде волонтеров и благотворительности. О нем не услышишь на вечеринках с коктейлями и флиртом или посиделках в Этаже.
Могу вам сказать: это пугает. Это когда опускаются руки, когда забиваешься в угол и практически скулишь. Не вслух, конечно, ты скулишь внутри себя - страшно и угнетающе. Мир вокруг тот же - цветут цветы, журчат ручьи, птицы поют и утренние пробки сигналят дружной свирелью, но какая-то часть тебя рассыпается в прах на глазах. И именно в эту минуту, в момент осознания, что маленькие внутренние воины света (предмет твоей гордости и уважения) сложили оружие и выкинули белый флаг - именно тогда тебя резко перестают волновать все катастрофы вселенной кроме одной - ты сломалась...
Это напоминает мне паломническую тропу к национальной святыне Каталонии - статуе Черной мадонны на территории монастыря Монсеррат, когда люди, занятые своими делами, фотографиями, туристическими картами, активные, шуршащие, переговаривающие друг с другом вдруг замирают, увидев перед собой табличку с надписью Silencio. Людей охватывает, обволакивает эта тишина. Она почти осязаемая и непобедимая, она проникает в сознание. Также и с выгоранием - внутри тебя поселяется тишина. Опустошение. Ты, например, больше не можешь заниматься с детьми, не можешь с ними играть, рисовать, смеяться, рассказывать удивительные истории, петь песни и мечтать. Не можешь делать то, что еще пару дней назад так любила, без чего не представляла себя.
У каждого есть свой собственный лимит. Не сострадания, не доброты... Я бы назвала это лимит вовне, когда даришь душу и вкладываешь все силы куда-то или в кого-то. Действительно ВСЕ силы. В возрасте 21 года я стала ходить к детям, больных раком . Я хотела этого всю сознательную жизнь и пошла на это обдуманно. Я (как и все волонтеры) видела и слышала много того, отчего внутри замыкало, вспыхивало, полыхало жгучим огнем и в итоге оставило пустошь. До того, как я "сгорела", я успела очень мало, хоть и активно занималась этим около двух с половиной лет. Там, в том мире, сделать очень много непросто.
"Феномен выгорания — никакой не феномен. Это обычная человеческая вещь. Обычная для нашей человеческой, то есть в принципе хорошей, но сильно испорченной, природы. Человек может устать, потому что он не бэтмен и не ангел (да и не должен им быть). У него и впрямь может кончиться, как вы говорите, дебет милосердия, сострадания, любви, веры и многих других нужных и прекрасных вещей. Это реальность. И ее надо увидеть в себе и с трезвостью и смирением признать." (с)
Выгорают не только волонтеры, наблюдающие, как дети уходят, как отчаянно борются их родители, как "на верху" принимаются вопиющие законы (о них мы читали весь декабрь-январь), как смешиваются сострадание и безразличие, война и бессилие...
Выгорает и трудоголик, проводящий на работе дни и ночи, а в итоге так и не получивший долгожданных оценок, благодарностей и признания; выгорает влюбленный романтик, чувства которого снова оказались не у дел; выгорает мать, выбивающаяся из сил ради семьи, дети и муж которой продолжают валяться на диване у телевизора; выгорает художник с потухшим взглядом и школьный учитель в беснующемся классе.
Выгораем все мы, в той или иной степени коснувшиеся пустоты, для каждого своей. Кто-то на полчаса, кто-то на месяц, кто-то на долгие годы. И все мы чувствуем груз затянутого тучами неба у себя на плечах, у всех бывают минуты отчаяния.
Не корите друг друга, не упрекайте себя. Если опускаются руки, пусть даже на малую долю секунды - это действительно страшно, и нет нашей вины в том, что мы - обычные люди, поверженные эмоциями и страстями.
Не осуждайте других за сомнения, которые вам пока не известны, за слова, которые вам не доводилось произнести и за поиски, вас не манящие.
Протяните руку и крепко сожмите другую ладонь, изгоняя одиночество и пробуждая застывший водоворот жизни . Все страхи отступят, когда кто-то есть рядом. И не важно - близкий друг или участливый попутчик в метро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий